Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Вячеслав Сорокин:

"В ВАШЕМ ТЕАТРЕ Я ПОПАЛ В АТМОСФЕРУ, КОТОРАЯ ПО ПРИРОДЕ БЛИЗКА МНЕ".

Все-таки балует курян драматический театр имени А.С. Пушкина! Еще живы впечатления от  искрометнейшей комедии «Номер 13» по пьесе Рэя Куни, как зритель услышал чудную новость – труппа подготовила очередную премьеру. На этот раз классику – «Женитьбу Фигаро» по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше.

Чтобы порадовать курских зрителей «безумным днем в двух действиях», а именно так был охарактеризован спектакль в афише, с нашей труппой работал приглашенный из Москвы режиссер - Вячеслав Сорокин, кандидат искусствоведения, доцент кафедры театрального искусства Академии переподготовки работников искусства и культуры, актер, публицист и писатель. О том, как ему работалось с курской труппой, почему был выбран именно «Фигаро», наш корреспондент побеседовал с Вячеславом Николаевичем.

Первым делом интересуюсь у режиссера, не было ли у него опасений, связанных с тем, что предстоит работа над классическим произведением такого уровня.

- Я боялся, - замечает мой собеседник, - но не только из-за того, что речь идет о классике. Я к любой работе подхожу с внутренними опасениями еще и потому, что не знаю, как у меня сложатся отношения с труппой. Вообще, работа с людьми – это очень трудоемкий процесс. К тому же я не сторонник концептуальной режиссуры - мне интересно найти общий язык с актерами – ведь в основе каждого спектакля лежит ансамбль режиссера с ними.

Кстати, поработать над пьесой Пьера-Огюстена де Бомарше Вячеславу Сорокину предложил Юрий Бурэ.

- И за это я очень благодарен Юрию Валерьевичу, - сказал столичный гость, - потому что сам я бы вряд ли осмелился пойти на такой шаг. 

Когда у нас заходит речь о том, как сделать до боли знакомую историю интересной для современной публики, Вячеслав Николаевич замечает, что, в первую очередь, надо вспомнить о замечательном свойстве классики, которая в тот или иной период времени  становится актуальной,  что называется, «здесь и сейчас». 

- В «Женитьбе Фигаро» поднимаются вопросы о вечном  - о  настоящей любви, искренности и лжи. Есть в пьесе и тема сохранения человеческого достоинства, - говорит режиссер. - Это произведение о том, что настоящее, а что нет, и закрывать глаза на это нельзя – кто бы перед тобой ни был. О пьесе «Женитьба Фигаро» можно говорить бесконечно, потому что она многогранна при простом, на первый взгляд, сюжете.

Что же касается трудностей, с которыми столкнулись труппа и режиссер, занимаясь постановкой спектакля, то основной из них была нехватка времени. Вячеслав Сорокин работал с нашими актерами чуть больше двух месяцев, и это при том, что немалую часть этого времени артисты потратили на репетиции танцевальной и вокальной частей «Фигаро».

- В вашем театре я попал в творческую атмосферу, которая по природе близка мне. И поэтому у нас  с курскими актерами сложилось полное взаимопонимание, - заметил Вячеслав Николаевич. - Вы знаете, то, что происходит в вашем театре, очень дорогого стоит – в Курске  именно тот настоящий психологический русский театр, который развивается в лучших традициях театрального искусства. 

По словам режиссера, сегодня театр - как столичный, так и провинциальный - переживает кризисные времена. 

- Процесс, характерный для современности, связан с упрощением содержательной части пьесы и использованием некой яркой формы, которая в большей степени привлекала бы зрителя, - замечает мой собеседник, - таким образом, из произведения выхолащивается тема и идея. А что же остается?  Клип, набор ярких «кадров», который вызывает интерес, радует глаз, но отучает публику от самого главного – умения размышлять.

Вячеслав Сорокин также отмечает, что к прочтению произведения нужно подходить очень бережно. Ведь режиссеры и актеры в этой работе все равно вторичны, так как обращаются к автору. Конечно, перед ним не нужно вставать на колени, тем не менее, необходимо его уважать. 

И тут Вячеслав Николаевич приводит пример того, как он работал с известным писателем  Виктором  Астафьевым. Дело в том, что Вячеславу Сорокину посчастливилось повстречаться с Виктором Петровичем в Красноярском ТЮЗе - во время постановки спектакля «Прости меня» по повести «Звездопад».

- Виктор Астафьев, с одной стороны, требовательный, а с другой - понимающий, - рассказывает Вячеслав Сорокин. - Он знал, что театр в ту пору «лихорадило», однако становился очень серьезным и даже жестким, когда видел, что его произведение по части содержания пытаются поставить с ног на голову. Из-за этого Виктор Петрович в последнее время не давал согласия на постановки по его произведениям.

Понимаете, Виктор Астафьев – мастер прозы. Он очень многое рассказывает читателю между строк, а при переносе на сцену это смотрится как-то просто - смысл теряется. Поэтому мне приходилось компоновать его текст. При этом я просил извинения «за свою наглость», а он с пониманием к этому относился. 

Когда же работа над спектаклем была закончена, у Вячеслава Николаевича остались впечатления от общения с Виктором Астафьевым, не дающие режиссеру, что называется, «спокойно жить». 

- Когда я разговаривал с ним, то, с одной стороны, мне казалось – он такой простой, а с другой – я ощущал, что это космос, совмещающий в себе какие-то реальные и одновременно ирреальные вещи. Виктор Петрович для меня остается легендарной личностью. Он  мудро и глубоко чувствовал эту жизнь и создавал величайшие произведения. Он, вне сомнения, классик. И его творчество до сих пор не оценено до конца.

Как оказалось, спектаклем их общение не закончилось. «Не дающие спокойно жить» впечатления заставили Вячеслава Сорокина заняться писательским трудом и вылились в повесть «История одного спектакля». Кстати, до этого момента у Вячеслава Николаевича уже был журналистско-публицистический опыт, так как он к тому времени защитил диссертацию и выпустил несколько статей по искусствоведению.

Столичный гость очень тепло отозвался о курском зрителе.

- Я давно такого не видел, - замечает режиссер, - спектакль идет на сцене несколько лет, а зал полон. Ваш зритель любит свой театр, а это очень важная составляющая культурной жизни города!