Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Москва встречала артистов из Курска овациями

Жители нашего города до сих пор находятся под впечатлением от визита столичных актеров из Малого театра. К слову, то же самое можно сказать и о московской публике, которая пришла в восторг от работы труппы нашего театра, ведь гастроли были обменными. Курский драматический театр показал Первопрестольной четыре постановки - "Сирано де Бержерака" по пьесе Э. Ростана, "Ромео и Джульетту" У. Шекспира, "Обыкновенную историю" И. Гончарова и "Мышеловку" А. Кристи. О том, как встречала наших артистов столичная искушенная публика и не было ли у них опасений остаться непонятыми, нашему изданию рассказали Галина Халецкая, Заслуженная артистка России, и Дмитрий Баркалов, актер Курского драматического театра.

Галина Халецкая:

- Начну издалека. Я, пришедшая в театр в "лихие" девяностые годы, которые не зря были так названы, потому что это была жуткая пора не только для страны, но и искусства в целом, а для театра тем более, гастролями не избалована. В те годы, естественно, о них даже  и речи не велось. А старшее поколение актеров рассказывает о полномасштабных гастролях, когда труппа выезжала на целый месяц из родного театра, объехав, таким образом, за несколько лет весь бывший Советский Союз. Бывали и зарубежные гастроли. Я же могу по пальцам одной руки пересчитать случаи, когда мы выезжали в другие города со спектаклями. 

Гастроли необходимы артисту, ведь это возможность испытать себя на новой площадке, в новом зале, опять же публика в каждом городе своя. Я не мистифицирую, но сцена - это место с особенной энергетикой, и для нас очень важно почувствовать ее. Поэтому такая поездка, как Москва, столичная сцена - подмостки, на которых творилась история театра, - это событие. У меня лично страха не было. Я понимаю, что публика столичная, много пересмотревшая, в какой-то степени даже избалованная. Конечно, такой зал трудно удивить и чем-то поразить. Но мы-то представляли русский классический театр. И когда после спектакля мы выходили на сцену за занавесом, то краем уха слышали от публики, которая еще не разошлась: "Это классический театр". И в этом был наш плюс. Мы не привезли ничего такого, что сделано, так сказать, "через ухо". Пьесы нашими режиссерами не были "искалечены", а наоборот, сделаны с пониманием, что зачем переиначивать то, что выдержало не просто десятилетия, а целые века. Помимо этого, все наши спектакли пронизаны уважением к зрителю. Потому каждая постановка принималась публикой очень тепло - все заканчивалось овациями, криками "Браво!", добрыми пожеланиями, нам дарили множество цветов. Вы знаете, я считаю, что Москва соскучилась по простым историям, которые подаются зрителю искренне, без всякого цинизма и так называемого "самовыражовывания". 

Дмитрий Баркалов:

- Я уже не в первый раз выезжал с нашим театром в столицу, но до этого у меня были небольшие работы. Безусловно, тревога имела место, особенно за спектакль, в котором у меня одна из главных ролей - это Александр Адуев в "Обыкновенной истории" Ивана Гончарова. Вы знаете, искушенный - не искушенный, но, прежде всего, это зритель, и его надо уважать, вне зависимости от того, из Москвы ли он или из какого-нибудь поселка в Курской области. С первого спектакля, а это был "Сирано де Бержерак", после которого нас очень тепло благодарила публика, мы решили, что если так и дальше пойдет, то гастроли пройдут очень хорошо.

Когда же очередь дошла до "Обыкновенной истории", я очень переживал. Но после выхода на площадку вдруг ощутил, что зритель молниеносно воспринимает не просто реплики, но даже и нашу интонацию. В итоге у нас возникло такое единение с залом, что казалось, мы находим отклик в душе каждого человека, сидящего в нем. Для нас это было большой радостью и удовольствием.

Вы знаете, спектакль "Обыкновенная история" столичной публикой был прочитан немного по-другому. Думаю, причина в актуальности основной темы спектакля. Ведь постановка о чем? О приезде наивного, чистого парня из провинции в большой город - Петербург. Он мечтатель с горящими глазами, желающий покорить мир. А что же происходит в итоге на самом деле? Большой город его просто "сожрал"! И за множество лет таких "обыкновенных" историй в больших городах происходят тысячи. Столичная публика настолько живо восприняла рассказ о печальной судьбе Сашеньки Адуева, что когда в финале спектакля появилась красная лестница, по которой изменившийся до неузнаваемости циник и делец Александр начинает подниматься, зал вскочил и взорвался аплодисментами. Многие потом писали в своих отзывах в Интернете, что в этот момент на глаза у них навернулись слезы и мурашки побежали по спине. В этом-то и суть классики - через сто-двести-миллион лет поднимаемые автором проблемы будут все так же актуальны. Это был большой экзамен, причем не только для нас, молодых актеров, но и для Заслуженных и Народных артистов из нашей труппы. И я думаю, что мы все его выдержали достойно. И самой дорогой оценкой для нас стало то, что наши спектакли поставили на один уровень с московскими - а что еще может быть лучше?!