Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Из солнечного Крыма в таинственную Суджу

А вы знаете, чем рейзеле отличается от вытынанки? А о том, что на пасхальных яйцах - "писанках" изображалось около пяти тысяч различных значков? Я до знакомства с мастерами Верой Глинкой и Александром Черемисовым тоже понятия не имела об этом. Вера Викторовна и Александр Иванович приехали в наш регион из Крыма, а позвал их в гости Юрий Спесивцев,  знаменитый Народный мастер России, специалист по Суджанской игрушке, преподаватель Суджанского техникума искусств. Встретившись в выставочном Центре "Звездный", мы начинаем разговор.

Как оказалось, крымские гости познакомились с Юрием Степановичем еще несколько лет назад, в Полтавской области на фестивале любителей гончарного искусства. Мастера очень подружились, с увлечением слушали рассказы Юрия Спесивцева о городе Судже, рассматривали его работы и с тех пор хотели посетить это место.

- Юрий Степанович не только интересные вещи делает, он еще и человек необычный, - замечает Вера Викторовна, - поэтому, когда он пригласил нас с Александром в Суджу, мы решили, что непременно посетим этот город. Но прошло несколько лет, и у нас просто не было возможности приехать - нужно было пересекать границу, долго добираться. Однако когда Крым стал российским, мы собрали вещи и отправились в путь.

Мастеров в Юрии Спесивцеве покорило то, что он не просто интересуется глиной, но и является хранителем традиции и истории гончарного промысла.

 - Сейчас это встречается довольно редко, - вступает в разговор Александр Черемисов, - многие мастера делают что-то свое, а Юрий Степанович изучает и восстанавливает то, что существовало до этого, то, что передавал из поколения в поколение и берег наш народ.

Кроме того, по мнению гостей с солнечного полуострова, творческие люди непременно должны общаться между собой, ведь так они получают стимул для дальнейшего творчества, а иногда и делятся своими наработками, идеями. Именно для этого Александр Иванович и Вера Викторовна приехали в Курскую область.

Результат участия трех стихий

Когда речь заходит о промысле, которым занимаются Вера и Александр, они начинают скромничать. А зря. Ведь Александр Черемисов - заведующий лабораторией исторической анимации и реставрации, преподаватель Крымского университета культуры, искусств и туризма, художник-керамист, участник Международных и Всеукраинских выставок и фестивалей. 

Как говорит сам Александр, глиной увлекся не сразу. Сначала писал крымские пейзажи, затем занимался резьбой по дереву, кости, камню. Но глина просто покорила мастера, он считает ее самым удивительным материалом. 

- Чтобы получить керамику, должны участвовать все стихии природы, - рассказывает мужчина. - Вы берете кусок земли, добавляете воду и получаете податливый материал, из которого можно создать любой образ или предмет. Но изделие нельзя считать оконченным, пока оно не наберет твердости металла, пройдя обжиг огнем.

Полуостров Крым покорил Александра Черемисова не только красотой своих пейзажей, но и богатейшей историей, в которой, кстати, до сих пор много белых пятен. Так, например, на полуострове множество пещер, в которых прекрасно сохранились наскальные рисунки, но кто их оставил и когда - неизвестно. 

Александр говорит, что, по данным последних исследований, люди жили в Крыму уже 50 тысяч лет назад! Ученые находили в этих землях следы поселений, принадлежавших разным народам, и везде была керамика -  кизил-кобинская, скифская, сарматская, гуннская, половецкая, печенежская - везде свои изображения, украшения.

Богатейшую и в то же время таинственную историю Крыма Александр Иванович попытался отобразить, сделав целую серию декоративных тарелок разных времен, начиная от палеолита и заканчивая средневековьем.

Не менее интересны в творческой копилке мастера различные свистульки. Причем некоторые из них не просто выдают какую-то абстрактную мелодию, а характерный звук. Например, филин у Александра "ухает", словно живой. 

Довольно необычно смотрятся и глиняные оклады для икон работы Александра Ивановича, они дополняют святые образы, одновременно украшая их.

Очаровывает и мини-скульптура мастера, как, например, стадо веселых осликов.

Как оказалось, в Курскую область Александр Черемисов приехал не только как гость, он еще и реставратором немного поработал - помог Юрию Спесивцеву в восстановлении древнего керамического горшка, который в прошлом году нашли при раскопках в окрестностях города Суджи. В этой посуде, которую сделали, как утверждают археологи, в IV-V веке нашей эры, был клад антов - представителей праславянского народа.

Иной взгляд на сказку "Колобок"

У Веры, можно сказать, красноречиво говорящая о ее увлечении фамилия - Глинка. Хотя это не совсем так. Помимо керамики Вера Викторовна владеет почти пятьюдесятью видами декоративно-прикладного искусства и может работать с самыми разными материалами, начиная от бисера, заканчивая, шерстью, кожей и другими. Вера Глинка - Народный мастер, заслуженный работник культуры Крыма, а еще - директор и создатель частного Центра-музея декоративно-прикладного искусства народов Крыма.

Музей, основанный Верой Викторовной, довольно молодой, ему всего три года, но он успел завоевать своего зрителя. В учреждении два зала. Один предназначен для проведения выставок, а другой функционирует как постоянная экспозиция  и называется "Зал сказки". 

- В нем мы, вспоминая знакомые каждому из нас сказки, рассказываем посетителю, что декоративно-прикладное - это самое древнее искусство на нашей планете, говорим о его видах, показывая работы наших мастеров, - замечает Вера Викторовна.

Помимо этого, экскурсоводы в музее дают слушателям понять, что в историях для детей еще и глубинный смысл заложен. 

- Вот, например, сказка "Колобок", - говорит моя собеседница, - в первоначальном варианте он не просто уходил от всех животных - каждый откусывал от него кусочек. Мы с вами считаем, что эта сказка о колобке, который "ушел от дедушки, бабушки и прочих", а на самом деле это история об убывающей луне. 

Кстати, в музее проводятся не только экскурсии, но и мастер-классы по самым разным видам искусства. Ведь, увидев всю ту рукотворную красоту, которая предстает перед глазами, посетителям тоже хочется научиться ее делать.

- У нас дети занимаются вместе с родителями, - рассказывает Вера Викторовна, - и часто бывает так, что ребенка привела, например, мама, а потом постепенно и вся семья подтягивается. Если сейчас для детей еще можно какие-то кружки найти, то для взрослых весьма проблематично. Мы решили это дело исправить. И вы бы видели, как взрослые люди хотят учиться! Знаете, самому старшему нашему ученику 92 года, а самому юному - два с половиной.

Говоря о выставках, проводимых в музее, отмечу одну, но очень интересную. Называлась она "Веселая карусель" и посвящена была традиционной глиняной игрушке разных регионов России. Уникальность экспозиции заключалась в том, что всю игрушку Вера Викторовна слепила, расписала и обожгла сама! 150 работ, "иллюстрирующих" народные промыслы девяти регионов нашей страны - дымковские, филимоновские, каргопольские, хлудневские, плешковские, романовские, абашевские, жбанниковские, торжковские игрушки. 

Так что же такое рейзеле?

Если говорить о характерных именно для полуострова Крым промыслах, то и в этом отношении он уникален. А все потому, что на его территории живет более ста различных национальностей. Да, у каждой было что-то свое, но люди общались, создавали международные семьи и делились друг с другом тем, что умели.

Например, рейзеле, то есть, вырезание картин из бумаги. Авторами этой техники являются восточноевропейские евреи. "Рейзеле" в переводе с идиша означает "розочка".  Причем картины на бумаге вырезались специальным ножом и лист при этом не складывали, как это обычно делается при изготовлении снежинок, даже если рисунок симметричный. Самое интересное, что делали их по традиции только мужчины или юноши - учащиеся религиозных школ, нередко в перерываx между изучением священных книг - работа над прорезной картиной была одновременно и способом размышления над содержанием сакрального текста. 

Рейзеле обычно украшали в еврейских домах восточный угол, то есть то место, откуда домочадцы ежедневно возносили молитвы к Богу. 

- Эти картины получаются настолько ажурными, что их можно сравнить с плетеными из ниток кружевами, - замечает Вера Викторовна, - интересно, что чуть позже эту технику у евреев позаимствовали украинцы и назвали ее вытынанка, то есть "выстриганка", причем изготовлением последних занимались женщины и уже применяли ножницы. Вот такой симбиоз культур. 

Интересно, что украинцы считали вытынанку не просто украшением, а неким талисманом, так как дарили ее молодоженам на счастье в браке или женщинам, которые желают, но по каким-то причинам не могут зачать малыша. 

Сотрудники музея возродили традицию изготовления рейзеле и однажды даже организовали выставку, на которой были как рейзеле, так и вытынанки.

Среди различных промыслов, которые изучают в музее, есть и изготовление писанки, им занимаются несколько народов - украинский, русский, белорусский, чешский, болгарский.

- Это было не просто расписанное яйцо, - заметила Вера, - а целое послание со множеством различных значков, которые существовали еще в языческие времена. Сейчас найдено более пяти тысяч таких обозначений, а расшифровано всего три тысячи. То есть писанка была своего рода поздравительной открыткой. Причем значение имело все - какие узоры, каково их количество, в какие цвета раскрашено яйцо. 

Вера Викторовна также заметила, что изготавливать писанку можно было только в хорошем расположении духа. Существовал даже такой обычай - перед началом работы мастер посещал баню, надевал чистую, нарядную одежду. А перед тем, как опустить яйцо в краску, трижды читал "Отче наш".

Завершая наш разговор, Александр и Вера заметили, что поездка в Курскую область стала для них глотком свежего воздуха и началом нового витка в творчестве. Теперь мастера ждут в гости курян.

Надежда Глазкова

Материал подготовлен при содействии Владимира Минского, заведующего отделом традиционной народной культуры Курского ОДНТ