Курск

общественно-политический еженедельник

12+

Хотелось бы выскочить из фрака

Начиная наш разговор, Эдуард Баранов, Заслуженный артист России, один из ведущих актеров Курского драматического театра имени А.С. Пушкина, просил не спрашивать его о том, почему он выбрал эту профессию, потому что уверен, что не мы ее выбираем, а собственно, она нас. Как говорит сам Эдуард Николаевич, если бы не стал драматическим артистом, то непременно связал свою жизнь с музыкой.  Причем пошел бы в музыканты-мультиинструменталисты, так как владеет простой и бас-гитарой, ударными, чуть-чуть фортепьяно и даже, проходя службу в армии, освоил саксофон. Итак, гость номера - Эдуард Баранов.

Услышав до боли знакомый бархатный баритон, задаю артисту вопрос о детстве, ведь именно в этот период жизни у большинства из нас проявляются те или иные способности, особенно актерские.

- Оно у меня было такое же, как у всех советских детей, - замечает мой собеседник, - я жил в самой жаркой точке Советского Союза - поселке Яшкуль Калмыцкой ССР, где летом на почве было до плюс шестидесяти градусов. Мы бегали с мальчишками на рыбалку, купались в канале, ловили сусликов. 

При этом Эдуард Баранов много занимался в Доме культуры: и в ансамбле играл на барабанах, и в хоре пел... Когда заканчивал школу, по совету методиста из ДК попробовал поступить в Воронежский институт искусств (ныне это академия) и сразу был зачислен.

- Как потом в Курск попали?

- Юрий Бурэ пригласил. Он, будучи в Воронеже на гастролях с труппой курского театра, пришел на наш дипломный спектакль и предложил работу шестерым из нас. Приехали четверо, двое решили попытать счастья в Москве. 

- А у вас не было мысли тоже отправиться в столицу, ведь юность, задор, амбиции?

- На тот момент у меня уже была семья, родился ребенок - не до амбиций. А сейчас я очень устаю от Москвы - она такая большая, шумная. В провинции мне комфортней.

Как рассказывает Эдуард Николаевич, с Юрием Бурэ они сработались быстро, так как у режиссера нет привычки давить своим авторитетом на артиста. Юрий Валерьевич всегда прислушивается к тому, что может предложить в той или иной мизансцене актер. Сотворчество - вот в чем секрет их успешного и многолетнего сотрудничества.

- Если бы вас пригласили на съемки в сериале, согласились бы?

- Конечно. Это неплохо оплачивается. Сейчас в сериалах не снимаются только ленивые. Единственная проблема в том, что все хотят играть главные роли, а их не так много.

Эдуард Баранов не понаслышке знает, что такое съемки в кино. В последний раз артист сыграл небольшой эпизод в сериале "Лесник" с Владимиром Зайцевым и Анатолием Котеневым. 

- Кино - это очень интересно, - рассказывает мой собеседник, - и оно в корне отличается от театра. Вроде бы профессия одна - актер театра и кино, но суть разная. В кино на обслуживании у двух или трех актеров, находящихся в кадре, на площадке работают двадцать пять человек - осветители, гримеры, костюмеры и другие. Театр - живое искусство, и в нем степень ответственности другая. В кино можно переснять сцену, а артисту не грузить себя мыслями о сверхзадаче, сквозном действии - все это режиссер потом скомпонует в эпизодах, смонтирует. В театре же если вышел на сцену - то все.

- Кино смотрите?

- Скорее, пересматриваю. И не только наше, но и зарубежное. "Крестного отца" могу смотреть бесконечно! Ради блистательной актерской команды, заметьте, ведь там нет ни одного спецэффекта, а картина сделана настолько "вкусно" и с таким почтением к его величеству Кинематографу, что к ней постоянно хочется возвращаться. Из советских картин очень люблю фильмы Марка Захарова, Владимира Меньшова, Георгия Данелия. Мне нравится "Кин-дза-дза", когда смотрел эту картину в первый раз - обхохотался. Из новинок мало что предпочитаю. Правда, если в картине есть Евгений Миронов, Олег Меньшиков, Сергей Маковецкий, Владимир Машков - фильм смотрю обязательно, потому что эти четыре "М" - для меня "знак качества". Грустно, правда, что таких глыб, как Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Олег Янковский, больше нет.

- Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы они опять появились?

- Все больше прихожу к мысли о том, что цензура - очень полезная вещь. Ведь когда людям приходилось ее обходить, это служило таким стимулом к возникновению талантливейших произведений. К сожалению, у нас слово "свобода" было воспринято как "вседозволенность". С другой стороны, то, что происходит сейчас - вполне закономерно, ведь если очень долго кого-то держать взаперти, выбравшись на свободу, он сорвется.

Говорили мы с Эдуардом Николаевичем и об антрепризах. К ним артист относится не очень хорошо, но вполне понимает, почему актеры, которым тоже надо как-то жить, кормить семьи, идут на это. 

- Вернемся к театру. Вы говорили о том, что в нем степень ответственности другая. Устаете в театре?

- Безусловно. К моменту выпуска спектакля уже очень сложно повторять одно и то же каждый день. Тут есть еще один момент - во время репетиции мы тратим энергию, а взамен ничего не получаем, потому что зал-то пустой. Поэтому каждый из нас с нетерпением ждет премьеры, чтобы почувствовать отдачу от зрителя. 

- Подзаряжаетесь?

- А мы на сцену-то ради этого и выходим. Секрет еще в том, что мы больше получаем, чем затрачиваем, ведь на сцене нас десять-двадцать, а в зале - восемьсот. Для меня лично это своего рода энергетический наркотик.

- А что для вас реклама?

- Неплохой источник дохода, кроме того, я люблю работать с микрофоном, причем мне нравится как говорить, так и петь.

Кстати, помимо рекламы, Эдуард Николаевич помогает создавать радиопередачи и даже аудиокниги. Например, записал один из сборников стихов современной поэтессы Светланы Ос. Интересно и то, что хорошо поставленный голос актера знаком не только Курску, но и более чем сотне городов России. Знают его также и за рубежом - в Израиле и Эстонии.

- А что рекламируете за границей?

- Абсолютно все! Израильтяне любят, когда я рекламирую рестораны и концерты российских звезд, эстонцы заказывают ролики о скидках в магазинах, новых торговых центрах. 

- Коллеги, наверное, подшучивают над вами по этому поводу?

- А как же! Они часто произносят: "Твой голос только из утюга не звучит!" Помнится, как-то приезжает Максим Карпович из отпуска - в Геленджике отдыхал. Пришел, говорит, на пляж - солнце, море, музыка и вдруг - знакомый голос! Хотел от коллег отдохнуть, отвлечься. Не тут-то было! От нас спасенья нет. 

- Давайте о последней работе поговорим. Дядюшка Петр Иванович в "Обыкновенной истории" Ивана Гончарова… Трудно играть отрицательную роль?

- Это была очень интересная работа. Во-первых, "вкусный" текст - прекрасная русская речь. В современных пьесах мы лишены такой потрясающей возможности, когда буквально каждую буковку можно смаковать. А мне это очень нравится…

- Скучаете по классике?

- Знаете, по-моему, Веллер говорил, что классическое произведение можно проверить следующим образом - взять сюжет, перенести его лет на двести назад во времени и поместить в какую-нибудь экзотическую страну. И если проблемы какого-нибудь Хуана, а не Сашеньки все также будут волновать зрителя, то произведение истинно классическое.

- Вернемся все же к Петру Адуеву…

- Дядюшка не чудовище, а скорее, как говорят американцы, "человек, сделавший себя сам". Он так же, как и Александр, приехал из глухой провинции в Петербург, и у него ничего не было, даже того, что он дал своему племяннику. Петр Иванович шел по этим ступенькам вверх сам, причем очень тяжело. У каждого свое понятие успеха. Кому-то достаточно зрительской любви и аплодисментов и Бог с ними, с деньгами. А кому-то необходимо, чтобы успех был подкреплен финансово. Как я шел к роли? Когда в первый раз пьесу прочитали, мне коллеги так и сказали: "Тебе там ничего играть не надо, прямо "под тебя" написано". Сам я не могу сказать, что Петр Иванович мне близок, скорее, предельно понятен. А иначе я бы не смог его сыграть. 

В данный момент Эдуард Николаевич работает над ролью брата Лоренцо в "Ромео и Джульетте" Уильяма Шекспира. Артист признался, что впервые в жизни будет играть монаха. Что же касается "вхождения в роль", то, по словам актера, ему не нужно вживаться в нее, а надо просто сделать шаг на сцену и работать. 

- Я делю роли на более и менее тяжелые физически, - рассказывает Эдуард Николаевич. - Есть спектакли, которые отыгрываешь и сильно устаешь. Та же "Ханума". А, например, "Любовь на свежем воздухе" - уже полегче. Есть, конечно, и эмоциональные затраты. Если это комедия - таких затрат меньше, так как в этом жанре в основном задействована актерская техника. А в серьезных спектаклях эмоциональные затраты выше. Хотя опять же я говорю только о себе.

- А каковы эти затраты, если выезжаете на гастроли, в тот же Малый театр, например?

- Там ответственность колоссальная была, ведь это такая историческая площадка! Мы очень старались, даже иногда чересчур. Конечно, мы там были другими, причем наше отличие зависит опять же от зрителя, который тоже иной. Вообще, для артистов выезжать на гастроли - очень полезное дело.

- Как расслабляетесь после работы? Компьютерными играми увлекаетесь?

- С компьютером я на "ты", но не играю. Меня даже сын пытался на какие-то там "стрелялки-бродилки" подсадить, но мне это неинтересно.

- А в социальных сетях зарегистрированы?

- У меня дочь любитель этого дела, а я почти равнодушен. Правда, был период, когда я из "аськи" не вылезал, но мне это как-то в один момент резко надоело. 

- В силу внешнего вида часто приходилось играть дворян?

- Постоянно. Что с этим поделаешь - "фрачный артист" - так я себя называю. 

- Не хотелось бы выскочить из фрака?

- Очень! Жарковато в нем, особенно летом.

- И кого сыграть?

- Без разницы, ведь чем больше у артиста работы, тем он счастливее.

Очень правдоподобная комедия

Курский драматический театр имени А.С. Пушкина снова порадовал зрителя премьерой - спектаклем по пьесе Петра Гладилина "Афинские вечера".

Сергей Коромщиков, режиссер-постановщик "Вечеров", приехавший в наш город из Германии, назвал пьесу очень правдоподобной комедией. 

"Афинские вечера" - это интересная история одной семьи. Они - музыканты, посвятившие свою жизнь высокому искусству, тихие и интеллигентные люди. Как оказалось на самом деле, не очень тихие… Их дочь Наталья в один прекрасный день сообщает о том, что выходит замуж за начинающего композитора. Родители впадают в шок - они считают избранника неперспективным и легкомысленным для своей дочери. 

Ситуацию исправляет внезапно приехавшая в гости бабушка - Анна Павловна. Она превращает  чинное и благопристойное течение семейной жизни в вереницу смешных нелепостей, выкидывает несколько умопомрачительных фортелей и, в конце концов соединяет любящие сердца.